Младшие классы школы

В начальной школе среда начинает сильнее давить на детей с РАС. Им нужно вступать в сложные социальные отношения (без использования речи). Сверстники лучше замечают, насколько ребенок с РАС отличается от них.

Чтобы помочь своему ребёнку-младшему школьнику, попробуйте использовать следующие подходы:

1. Работайте над категоризацией чувств и эмоций. Используйте рисунки и комиксы, чтобы дети учились понимать, что чувствует персонаж на рисунке, и говорили, что они могут сделать, чтобы помочь ему или разделить с ним радость. Если у ребенка есть любимая книга или герой, используйте это для занятий.

2. Учите детей задавать вопросы. Это можно сделать так: спрячьте в мешок игрушку и попросите ребенка узнать у вас, что в мешке. Расширяйте это упражнение, чтобы ребенок мог задавать вопросы и общаться со своими сверстниками.

3. Пусть ваш ребенок с РАС обучается в паре с другим, нейротипичным малышом (например, братом или сестрой или другим родственником). Занятия с ними можно проводить по заранее утвержденному плану. Поощряйте детей за их успехи угощениями и любимыми играми.

4. Обучайте ребенка пониманию языка тела – например, что значат руки, скрещенные на груди, выражение лица или ситуация, когда от тебя нарочито отворачиваются. Моделируйте ситуации, в которых может отказаться ребенок, и придумывайте наилучший для него способ поведения в них.

5. У многих детей с РАС есть очень выраженные интересы в каких-то сферах. Используйте это, чтобы продлевать периоды взаимодействия ребенка с вами и другими детьми как можно дольше.

6. Продолжайте отрабатывайте с ним:

  • Вопросы и ответы
  • Умение выполнять деятельность по очереди
  • Невербальную коммуникацию
  • Другие упражнения, связанные с общением и социальным взаимодействием.

Средние и старшие классы школы

В средней и старшей школе социальное давление становится еще более выраженным. Вам нужно обратить особое внимание на невербальное взаимодействие со сверстниками и обучение жизненно важным навыкам, которые будут необходимы ребенку после школы. Вот несколько советов:

1. Гуляйте с ребенком по городу и окрестностям вашего дома. Наблюдайте за тем, как общаются между собой люди. Пытайтесь вовлечь ребенка в это общение или просите его скопировать ваше поведение в типичных ситуациях. Например, пусть ребенок посмотрит, как делают заказ в кафе. Обсудите с ним увиденное, и пусть он сам сделает заказ.

2. Отрабатывайте навыки поведения при общении с непредсказуемыми людьми в непредсказуемых ситуациях. Обращайте особое внимание ребенка на необходимость слушать собеседника, задавать ему вопросы, уметь распознавать его чувства – всё это пригодится в неожиданных ситуациях.

3. Детям с РАС может быть сложно на свиданиях с противоположным полом. Помогайте ему, описывая, как он должен себя вести и отрабатывая навыки на готовых сценариях. Учите ребенка задавать вопросы и уважать личное пространство других людей.

4. Учите ребенка, как вести себя на собеседовании по поводу работы. Используйте готовые сценарии. Многие дети подрабатывают на летних каникулах, этот навык будет нелишним.

5. Детям с РАС сложно решать конфликты. Используйте видеозаписи, картинки, сценарии, чтобы помочь детям уходить от открытой конфронтации и переходить к продуктивному взаимодействию

Источник информации http://www.corhelp.ru/

Советы учителя-логопеда родителям детей с РАС

  • Даже, если вы молчаливы, всѐ равно говорите со своим ребенком, он легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него.
  • Озвучивайте любую ситуацию, смотрите ребѐнку в глаза, это особенно важно, если ребѐнок «чрезмерно активен» и постоянно двигается.
  • Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
  • Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов).
  • Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
  • Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
  • Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами.
  • Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
  • Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас.
  • Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
  • Родители пытаются угадать желания своего ребенка. В таком случае не возникает необходимость произносить что-либо, есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
  • Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
  • Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
  • Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
  • Развивайте мелкую моторику (точные движения пальцев руки), которая тесно связана с развитием речи.
  • Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите!

Дети с ОВЗ

 

Расписание работы педагогов-психологов в МОУ СШ № 3Расписание работы педагогов-психологов в МОУ СШ № 3Расписание работы педагогов-психологов в МОУ СШ № 3