Шаги в профессию
-
Наименование проекта: Предпрофильная подготовка детей с ОВЗ «Шаги в профессию»
-
Местонахождение муниципальной общеобразовательной организации: Автономная некоммерческая организация по содействию развития обучающихся «Счастливый мир»
404106, ул. Прибрежная, 91, г. Волжский, Волгоградской области
II.1. Сфера реализации проекта: образование
-
Описание проблемы
III.1 Актуальность
Одной из самых острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социум.
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию президент В.В. Путин сказал: «Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя…». Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в изменившемся укладе жизни
В нашем образовательном учреждении реализуется инклюзивное образование. Наряду с общеобразовательными классами в школе обучаются дети с ОВЗ. Поэтому мы, учителя технологии, задумались над проблемой социализации детей с ОВЗ и приняли решение разработать проект, направленный на социализацию детей с ОВЗ после окончания школы, способный определить профессиональные предпочтения подростков и применить полученные навыки в рамках профессиональной практики.
Основная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его взаимоотношений с миром. Однако эти дети могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы поведения, ценности, установки, характерные обществу. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, которые в силах разрешить проблемы социально-нравственного характера, занять лидерские позиции и активно взаимодействовать с окружающими. Для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников, чтобы сформировать позитивный настрой «особых» детей, вселять в них уверенность. В первую очередь они нуждаются во внимании, любви, понимании, и, конечно же, в приобщении к творчеству и труду. Именно творческая, трудовая деятельность, создание ситуации успеха в работе с детьми с ОВЗ является мощным рычагом их развития и безболезненной социализации. Практика доказала, что декоративно-прикладное творчество и профессиональный труд - это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Подобные занятия дают им реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивают пространство, в котором развивается
личность ребенка, что способствует его беспрепятственной социализации; помогают приобрести трудовые навыки, позволяющие перевести их в разряд профессиональных.
В связи с этим, возникает необходимость разработки и реализации проекта для детей с ОВЗ, имеющего практико-ориентированное направление.
Цель проекта - создать условия для полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность; применить полученные навыки в рамках профессиональной деятельности.
Задачами проекта являются:
-
развитие творческих способностей детей с ОВЗ;
-
формирование интереса к декоративно-прикладному и профессиональному труду;
-
создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды;
-
вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс;
-
повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
-
освоение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение его в профессиональную деятельность;
-
внедрение современных образовательных технологий.
III.2 Проект рассчитан на детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов) от 12 до 15 лет. Реализуется автономной некоммерческой организацией по содействию развития обучающихся «Счастливый мир»
III.3 Социальное партнерство:
- дворец молодежи «Юность» - проведение мастер-классов в рамках профориентационной работы (прикладное направление, работа с родителями
- лектории);
- Волжский политехнический техникум (ВПТ) – проведение профессиональных проб (профориентационная работа);
III.4 Нормативная база для разработки проекта
Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г.
№175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
III.5 Основные формы и средства реализации программы:
групповая работа; беседы:
анкетирование; индивидуальные консультации; рефлексия.
Учителями образовательного учреждения к началу 2024-2025 учебного года будет написана программа внеурочной деятельности для обучающихся
6-9 классов, соответствующая целям и задачам проекта. В программе будут предусмотрены следующие разделы:
-
3-D моделирование с использованием 3-D ручки
-
основы электротехники с использованием готовых обучающих конструкторов;
-
основы робототехники с использованием обучающих конструкторов;
-
основы швейного и вязального дела с использованием соответствующего оборудования;
-
основы кулинарного дела с использованием соответствующего оборудования;
-
основы садово-полевых работ с использованием садовых инструментов;
-
основы прикладного творчества с использованием ручных деревообрабатывающих инструментов.
Материалы, необходимые для реализации проекта и их стоимость указаны в смете проекта (п.7)
Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
В рамках работы с родителями организуются занятия, направленные на консультативную помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ, которые обучаются как в классно-урочной форме, так и по индивидуальному плану (домашнее обучение, индивидуальный образовательный маршрут), с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей. Рекомендуется использовать профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий.
III.6 Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта
Сопровождение детей с ОВЗ проводят участники службы сопровождения:
-
-
школьный психолог;
-
социальный педагог;
-
руководители кружков (учителя) и школьной библиотеки;
-
III.7 Ожидаемые результаты
-
№
Участники проекта
Ожидаемый результат
1.
Ребёнок с ОВЗ
- освоение программы внеурочной деятельности
- участие детей-инвалидов в позитивной творческой деятельности
- уменьшение факторов социально-психологической напряженности, связанной с дальнейшим выбором профессии
- увеличение возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- формирование трудовых навыков в рамках творческой деятельности, применяемых в рамках профессиональной практики
2.
Родители
уменьшение факторов социально-психологической напряженности, связанной с дальнейшим выбором профессии
3.
Педагоги
Разработка и адаптация образовательной программы, методических рекомендаций.
III.8 Показатели результативности и эффективности проекта
-
-
-
Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-развивающее пространство.
-
Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
-
Участие ребенка с ОВЗ во внеурочной развивающей творческой деятельности
-
Повышение показателей качества обученности ребёнка.
-
Творческая активность ребёнка с ОВЗ.
-
-
III.9 Описание основных мероприятий проекта
-
-
-
Подготовительный этап
-
Формирование группы участников проекта
-
Сбор информации (рекомендации ТПМПК, опрос родителей, обучающихся).
-
Подготовка программ внеурочной деятельности
-
Организация практикоориентированной реализации разработанных программ.
-
Планирование и организация встреч родителей и обучающихся с социальными партнерами
-
Прогнозирование результатов.
-
-
-
Объем средств на реализацию проекта
Предельный объем финансового обеспечения проекта за счет средств областного бюджета не может превышать 500 тысяч рублей.
-
Планируемые сроки реализации проекта
В августе 2025 года будет предоставлен отчет о полной реализации финансовой стороны проекта.
Проект представляет собой реализацию программы внеурочной деятельности. В связи с этим, реализацию проекта лучше проводить в течение учебного года, так как часы внеурочной деятельности определяются на учебный год.
Разработанный нами проект является цикличным и дает возможность его ежегодной реализации.
V.1 Сроки реализации проекта
Подготовительный этап:
Подготовительный этап нацелен на определение материально - технического, программно - методического обеспечения, подбор и расстановку кадров, распределение и закрепление функциональных обязанностей, поиск социальных партнеров для реализации проекта. На данном этапе создается рабочая группа, которая определяет идейное содержание, цель и задачи проекта, изучает социальный заказ, имеющиеся возможности, готовность к работе по реализации проекта педагогического состава образовательного учреждения и обучающихся, разрабатывает план работы по его реализации.
Основной этап:
На данном этапе происходит реализация поставленных задач. Основной этап включает создание материально - технической базы, условий для реализации проекта, разработку и внедрение программ внеурочной деятельности, мониторинг, организацию мероприятий в рамках проекта, организацию консультативной помощи семьям, проведение разъяснительной работы со всеми обучающимися и родителями. Взаимодействие с социальными партнерами.
Заключительный этап:
На заключительном этапе подводятся итоги работы над проектом, обобщаются результаты, проводится анализ достижений проекта, эффективности его реализации, определение дальнейших перспектив его развития, обобщается накопленный опыт. Готовится отчет по реализации проекта.
V.1 Календарный план по реализации проекта
№ Направления работы Пути реализации Сроки 1. Подготовка программ внеурочной деятельности Составление программы внеурочной деятельности с учётом заявленного направления работы Сентябрь 2. Сбор информации Учёт рекомендаций ТПМПК, опрос родителей, обучающихся Сентябрь 3. Организация практикоорие нтированной реализации разработанны х программ. Учет и использование в период адаптации возможностей ребёнка и реализация их через продуктивную творческую деятельность Учёт рекомендаций ТПМПК, опрос родителей Диагностика трудностей и успехов обучающихся
В течение года
4. Планирование и организация встреч родителей и обучающихся с социальными партнерами Организация работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение творческих заданий; практические консультации по самоопределению обучающихся, помощь в подборе литературы, освещающей вопросы самоопределения и выбора профессионального пути.
Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с ОВЗ»;
«Эффективные приемы развития трудовых навыков через творческую деятельность»;
«Профессиональные требования и личные возможности»
«Значение труда в познавательном и социальном развитии ребенка»
В течение года
Октябрь Декабрь
Март
Апрель
5. Привитие трудового воспитания и социальных навыков Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование приемлемых норм поведения. Формирование представлений о профессиональном сообществе, его значении для подростка
Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
В течение года Октябрь
В
течение года
-
Количество обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 3 г. Волжского Волгоградской области»
В образовательной организации обучается 494 человек. Из них 186 обучающихся – дети с ОВЗ. Задействованы в реализации проекта обучающиеся 6-9 коррекционных классов, что составляет – 114 человек.
Смета проекта
-
№ п/п Наименование статьи Кол-во единиц Стоимость единицы (руб.) Всего Софин ансиро вание I Основы электротехники с использованием готовых обучающих конструкторов.
1 Электронный конструктор Знаток 15 7 090 106 350 2 Конструктор PinLab Позитроник 15 4 158 62 370 II Основы робототехники с использованием обучающих конструкторов
3 Конструктор EdiToys Робототехника ET11 Роботостроение 11в1 15 1 620 24 300 4 Квадрокоптер/коптер/ радиоуправляемый/дрон, КВ 5 7 733 38 665 5 Автоград Квадрокоптер WHITE DRONE, цвет белый
5 4 537 22 685 6 Квадрокоптер радиоуправляемый Автоград "SKYDRONE", работает от аккумулятора, 5 2 839 14 195 III 3-D моделирование с использованием 3-D ручки
7 3D-ручка + пластик 10 цветов 20 2 398 47 960 IV Основы швейного и вязального дела с использованием соответствующего оборудования
8 Швейная машина BROTHER LS-300 S 2 шт. 14 900 29 800 9 Утюг 2 шт. 1340 2680 10 Вязальная машина Silver Reed LK 150 однофонтурная, белый
2 шт. 13 750 27 500 11 Оверлок Janome T-99D белый 2 шт. 25 916 51 832
-
-