Я понимаю мир! Мир понимает меня!

Теперь однозначно можно утверждать - мы знаем, как подготовить и эффективно реализовать настоящий грант! На данный момент наша школа является двукратным победителем конкурсов грантовых проектов! В декабре 2020 года мы завершили реализацию своего второго проекта под названием «Я понимаю мир! Мир понимает меня!».

В июне 2019 года мы узнали о победе нашего проекта в рамках конкурсного отбора благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко (г. Санкт – Петербург).

Цель проекта: реализация на базе образовательного учреждения программы по созданию особого воспитательного пространства, направленного на эффективную социализацию детей с ОВЗ, их подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество, а также активную поддержку родителей, воспитывающих таких детей.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет одной из качественных характеристик школы будущего следующее: «Новая школа - это школа, для всех. Здесь будет обеспечиваться успешная социализация детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». В условиях постоянно меняющихся требований современного общества, школа обязана дать выпускнику в ОВЗ не только набор знаний и умений, но и создать условия для формирования у него способности осознанного правильного выбора в различных ситуациях, которые помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо. Важно обеспечить таких детей возможностью включения их в общество, помочь подготовиться к участию в социальной жизни. Перед школой стоит ряд трудностей, связанных с особенностями взаимодействия с данной категорией детей. Такие дети, как правило, испытывают трудности не только в общении, но и в поведении, самообслуживании, овладении профессиональными навыками, критериями жизни и взаимодействия с окружающей действительностью.

Одна из основных идей концепции развития МОУ СШ № 3 звучит так: «Можно и нужно учить и воспитывать всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей, индивидуальных различий». В учреждении из года в год обучаются около 50% школьников с ОВЗ (инвалиды, дети с ослабленным памятью, вниманием, нарушением речи, опорно-двигательного аппарата). За последние три года количество детей с ОВЗ выросло в школе почти на 15%. Проблемами детей с нарушениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере МОУ СШ №3 занимается уже 25 лет. В 1990 году в школе были открыты специальные (коррекционные) классы VII вида, а с 1 сентября 2009 года учреждение имеет опыт работы со специальными (коррекционными) классами V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. С 2007 по 2012 год МОУ СШ №3 была базой муниципального эксперимента по теме «Создание здоровьесберегающего пространства в рамках адаптивной школы (Приказ УО г. Волжского от 13.09.2007 №148/4); в период с 2009 по 2014 год школа являлась региональной экспериментальной площадкой «Моделирование адаптивной школы в условиях массового общеобразовательного учреждения» (Заседание ученого совета ВГАПКиПРО от 06.04.2009 протокол №5). В 2016 году МОУ СШ №3 получила статус региональной инновационной площадки (РИП) по теме: «Проектирование и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как механизм создания для них равных возможностей получения качественного образования» (приказ от 07.10.2016 г. № 104).

Но только образовательным процессом школа решила не ограничиваться. В 2019 году возникла идея разработки и реализации на базе образовательного учреждения программы (а впоследствии, практико-ориентированного проекта под названием «Я понимаю мир. Мир понимает меня!») по созданию особого воспитательного пространства, направленного на эффективную социализацию детей с ОВЗ, их подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество, а также активную поддержку родителей, воспитывающих таких детей. Работа над проектом продолжалась два месяца. Приоритетным направлением была выбрана поддержка и сопровождение кровных семей с детьми, имеющими проблемы со здоровьем (ОВЗ, инвалидность), девиантным поведением. Целевой группой выступили обучающиеся с ОВЗ 7 –х и 8 - х классов в количестве 45 человек, а также их родители. Были выбраны две замещающие семьи с двумя детьми в них, соответственно. Была сформулирована проблема, над которой предстояло работать на протяжении девяти месяцев: слабая социализация особой категории детей в среду сверстников, а также трудности взаимодействия с родителями, одноклассниками, педагогами; страх самовыражения. Социальный результат проект определили, как: 1.увеличение числа детей, повысивших навыки социализации и адаптации 2. увеличение числа детей, улучшивших свое благополучие 3.увеличение количества семей, воспитывающих детей с ОВЗ, улучшивших детско-родительские отношения. К реализации данного проекта были привлечены более 20 педагогов: логопеды, психологи, социальные педагоги, учителя-предметники, с которыми была проведена отдельная подготовительная теоретическая и практическая работа. Была организована волонтерская служба со школьниками учреждения, пожелавшими добровольно принимать участие в реализации данного проекта. Был подготовлен диагностический комплект материалов для работы психологов. И, конечно, разработан план-график реализации мероприятий проекта. Важнейшим внутренним психологическим условием организации социально значимого поведения и всей психологической жизни ребёнка в целом является формирование Я-концепции («Образ Я») – обобщённого представления субъекта о самом себе. В соответствии с этим условием были разработаны блоки (модули) проекта, которые бы определяли «роли, образ – Я»: «Я – ребенок!», «Я - родитель!», «Я – ученик!», «Я – учитель!», «Я – специалист!», «Я – гражданин!», «Я – человек!». Каждый блок построен по определенному алгоритму: информационная часть (освещение мероприятий этапа) / теоретическая часть: - для родителей: лекторий, родительское собрание, круглый стол; - для детей: классные часы / практическая часть: тренинги, экскурсии, акции, встречи со специалистами, чтения, видеосалон, марафон, концерты / итоговая ролевая игра по блоку (определенная социальная роль). Работа проводилась как с детьми, так и с родителями проекта. Каждый участник «проигрывал» роль, осознавал и формировал свое мироощущение, находясь в разных ситуациях, тем самым учась понимать окружающих, определять свою роль в этом мире. Проект был рассчитан на десять месяцев. Сроки немного были скорректированы (в связи с эпидемией коронавируса и введением ограничительных мер). И все - таки, несмотря на трудности, большая часть мероприятий была успешна реализована. Получены положительные динамические изменения показателей диагностируемых компонентов (тревожность, социальная адаптация, внутренний конфликт). Ключевые риски реализации проекта положительно преодолены: низкая заинтересованность со стороны школьников и их родителей; несоблюдение сроков реализации; недостаточная педагогическая подготовленность кадров по направлению инклюзии в работе с особыми категориями детей и их родителей.

Сегодня принято говорить не «дети с ОВЗ», а «другие дети», «особые дети», несколько сглаживая первые впечатления. Словосочетание изменилось, а вот его значение – нет. «Другие» дети существуют: они живут рядом с нами, растут, учатся, взрослеют и отличаются от нас только физическими ограничениями и своим отношением к жизни. И наша задача дать им возможность найти себя в этом мире, помочь в достижении успеха, не допустить  их исключения из жизни общества.